Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.);
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях). В МДОУ систематизирована медиатека (просмотр PDF файла);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Конструктивные особенности здания детского сада не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входные площадки имеют навесы, домофон в детский сад, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в ДОУ разработан Паспорт доступности.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (открыть)
В МДОУ организовано сбалансированное 4-х разовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МДОУ. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. Повседневный контроль за организацией питания в ДОУ осуществляет руководитель и медицинская сестра ДОУ. Проводится контроль качества поступающих продуктов, связанный с их транспортировкой и условиями хранения, контроль соблюдения сроков реализации, технологии приготовления пищи и качества готовых блюд. Проверяются также санитарно-противоэпидемиологический режим пищеблока и соблюдение работников правил личной гигиены.Помощь в перемещении ребенка-инвалида при необходимости оказывает младший воспитатель или воспитатель.
Перейти в раздел «Организация питания в образовательной организации».
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в ДОУ работает медицинский работник. В МДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются. В настоящее время одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения т.к. формирование здорового образа жизни начинаться уже в детском саду. Основой для укрепления и сохранения здоровья являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Педагоги ДОУ стараются правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Режим дня в ДОУ соблюдается на протяжении всего дня. От этого зависит здоровье и правильное развитие
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для воспитанников не предусматривается.
В ДОУ создан сайт, который постоянно пополняется и обновляется. На сайте располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. Также размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада. ДОУ имеет доступ к сети Интернет. Договор об оказании услуг передачи данных и телематических услуг связи (Интернет) заключен с ООО"ИТ - Ярославль".
Доступ обучающихся (воспитанников) к электронным образовательным ресурсам в детском саду не предусмотрен. В педагогическом процессе (в работе с детьми) используется проектор для демонстрации учебно-тематических презентаций и мультимедиа система.
Частично доступно.
В МДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести :
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) – стационарный в музыкальном зале и переносной для групп;
- музыкальные центры (музыкально- физкультурный зал);
- ноутбуки;
- акустические колонки, микрофоны.
-Блоки Дьенеша и др.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МДОУ оборудованием.
О доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей – инвалидов
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [ст. 2 п. 27 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ]
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
В МДОУ «Детский сад №17» четыре возрастных групп, из них одна комбинированной й направленности.
На конец 2023-2024 учебного года в учреждении 2 ребенка с ОВЗ:
- 2 ребенка обучаются в группе комбинированной направленности.
В ДОУ реализуются:
- АОП ДО для детей с ЗПР МДОУ «Детский сад № 17»;
Штат МДОУ «Детский сад № 17» укомплектован кадрами частично: учитель-логопед (1 ставка); учитель-дефектолог (0,4 ставки).
Все дети, имеющие Заключение ЦПМПК взяты на сопровождение, коррекционно-развивающая работа выполняется в полном объеме:
- реализуются АОП на каждого ребенка;
- подобраны меры психолого-педагогической поддержки;
- закуплено необходимые коррекционные пособия и материалы;
- дети зачислены на индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учитель-логопед, учитель-дефектолог;
- составлены и реализуются планы индивидуальной работы с детьми с ОВЗ музыкальным руководителем, воспитателями возрастных групп;
- все дети с ОВЗ социализированы и включены в образовательный процесс – активно участвуют совместно с детьми в социальных акциях, туристических походах, традиционных мероприятиях, итоговых досугах и др.
Педагоги МДОУ ведут анализ выполнения рекомендаций ЦПМПК по созданию условий для детей с ОВЗ.
Для корректировки работы по обеспечению диагностико-коррекционного, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников в учреждении функционирует ППк.