главная
Программа развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО в Ярославской области
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Понятие инклюзия (фр.inclusif-включаюший в себя, лат. include-включать, иметь в своем составе, англ. inclusion-включение) означает процесс включения объекта в некую целостность. Следовательно, термин «инклюзия в образовании» означает включенность, то есть доступность образования для всех в части приспособления образовательных условий к различным нуждам всех детей, в том числе и детей с особыми потребностями. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня, или целый день, и таким образом изменить организацию пространства учреждения и воспитательно-образовательный процесс, а полностью вовлечь особого ребенка в социум (С.В. Алехина, 2011).
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и других законодательных актах Российской Федерации
На современном этапе развития региональной системы образования одной из основных задача становится создания устойчивой, развивающейся, эффективно действующей региональной системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровью в рамках реализации ФГОС ДО в образовательных организациях Ярославской области. Создание такой системы можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции и социализации детей с ОВЗ в общество.
С марта 2017 года педагоги ДОУ с целью разработки и апробации инновационых продуктов, повышения качнства и доступности детей с ОВЗ, активно включились в инновационую деятельность в данном направлении в качестве соисполнителей РИП ДО ЯО МДОУ "Детский сад №109" г. Ярославль по теме: "Программа развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО в Ярославской области".
Цель Программы развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровью в рамках реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях Ярославской области: разработка и внедрение в практику инклюзивного образования с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей детей, видов образовательных организаций.
Задачи Программы:
- изучить, апробировать и распространить опыт в сфере реализации инклюзивной практики в дошкольных образовательных организациях Ярославской области,
-разработать модель формирования компетентностей инклюзивного образования для гибкого и адресного повышения профессионального уровня управленческого и педагогического состава образовательной организации,
- изучить и описать условия, которые необходимо создать в образовательной организации для обеспечения всем детям доступного и качественного образования.
31 октября 2017 года на базе МУ Центр «Содействие» в рамках региональной инновационной деятельности состоялся семинар «Сопровождение детей с ОВЗ». Проводила семинар Усанина Наталья Сергеевна, заведующий МДОУ № 109 г.Ярославля. В рамках семинара был презентован опыт дошкольной образовательной организации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, также были проанализированы результаты, полученные в ходе такой организации работы.
На семинаре присутствовали администрация и специалисты Центра «Содействие»-педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи и логопеды, обеспечивающие комплексное сопровождение детей с ОВЗ, представители образовательных организаций Ростовского муниципального района, в частности узкие специалисты МДОУ № 17, МДОУ п.Поречье-Рыбное, тех образовательных организаций, которые являются соисполнителями Центра в данной инновационной деятельности на территории нашего района.
20.02.2018 года состоялся семинар "Взаимодейстиве педагогов ДОУ с детьми с особыми образовательными потребностями". провела его учитель – дефектолог Курганова Е. А. На семинаре присутствовали педагоги МДОУ "Детский са № 17".
13.03.2018 г. состоялся семинар "Особенности работы педагога с детьми с легкой умственной отсталостью и с аутистами". Подготовила и провела его для педагогов ДОУ учитель- дефектолог Курганова Е. А.