Комплексное сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, Статья 42.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
Бланк согласия родителей на психолого-педагогическое сопровождение.
Бланк заявления на организацию занятий с ребенком.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 17» представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом МДОУ «Детский сад № 17» созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель деятельности– создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
В МДОУ «Детский сад № 17» организован и действует логопедический пункт.
2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов.
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МДОУ «Детский сад № 17» создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент воспитанников, в настоящее время частично укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.
МДОУ «Детский сад № 17» включено в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).
Для слабовидящих при входе в здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Разработана версия официального сайта МДОУ для слабовидящих. Для детей в наличии книги для слабовидящих с тактильными страницами.
3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МДОУ учтены.
В МДОУ психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеда, педагога – дефектолога, музыкального руководителя) участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Организационное обеспечение.
Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания. Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с ЦПМСС «Содействие» и ЦПМПК города Ярославля. Организация взаимодействия с социальными партнерами, с органами социальной защиты.
Информационное обеспечение.
Психолого-педагогические условия: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Материально-техническое обеспечение
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, посещающих МДОУ, возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры МДОУ; социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, посещающих МДОУ (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МДОУ.
Организационно-педагогическое обеспечение.
Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение; Обучение по АОП ДО.
Использование учебно-методических материалов, дидактических материалов. Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса в группе. Вариативные формы образования.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
МДОУ на 100% укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
В МДОУ работает педагог-дефектолог, учитель-логопед, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые три года.
Педагогические работники, осуществляющие образование детей данной категории, прошли обучение на курсах повышения квалификации различной тематике: «Организация и содержание работы логопеда – дефектолога в условиях реализации ФГОС ДО», «Инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации», «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС ДО» и другие, что позволяет им эффективно выстраивать образовательную деятельность.
Педагоги активно представляют опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, участвую в конкурсах различного уровня.
Информация о составе педагогических работников МДОУ с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы доступна в разделе официального сайта «ППк в ДОУ" на странице «Образование детей с ОВЗ» (Специалисты и Воспитатели).
В работе педагога-дефектолога, учителя-логопеда, используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.
В МДОУ используются специально технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В МДОУ активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещения, музыкальном зале установлено современное ИКТ оборудование, имеются ноутбуки для педагогов.
Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
МДОУ – детский сад готов принять детей с различными нарушениями в развитии и здоровья.
Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.
Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
При использовании помещений МДОУ для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ продуманы возможности физкультурного зала с оборудованием для детей с ОВЗ, кабинетов учителя-логопеда, педагога-дефектолога. Более подробная информация размещена в разделе официального сайта «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах
АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).
МДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящих детей).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые образовательные потребности
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации·).
Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения ПМПК и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МАДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МДОУ ( учитель-логопед, педагог – дефектолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной программы МДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.
В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.
На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае – итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.
Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.
Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися (в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья)
Коррекционно-развивающая работа — это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе МДОУ.
Особенности коррекционно-развивающей работы в МДОУ: создание положительной психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме; для достижения развивающего эффекта, дети неоднократное выполняют задания, но на более высоком уровне трудности.
Коррекционно-развивающая работа в МДОУ включает в себя следующие взаимосвязанные направления:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей и социальными
партнерами.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:
- развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
- создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
- формирование положительной мотивации к деятельности;
- обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов на дошкольном уровне общего образования
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.